Компания, которая прославилась на весь мир полноценными и
бескомпромиссными внедорожниками, однажды явила свету автомобиль, очень быстро
ставший законодателем мод в классе, открытом, можно сказать, им же...
Когда в 1994 году корпорация "Toyota" представила
совершенно новую концепцию полноприводника, маркетологи ведущих мировых
автопроизводителей и не представляли, насколько популярным в скором времени
станет этот класс автомобилей, получивших прозвище "паркетных"
внедорожников (кроссоверами их стали называть несколько позже). Кстати, само
название машины - сокращение от Recreation Vehicle (автомобиль для отдыха) -
было образовано по аналогии с аббревиатурой SUV (спортивно-утилитарный автомобиль).
И если к SUV относят практически все внедорожники, то герой нашего материала
(первое поколение модели RAV4) имеет ряд принципиальных отличий от более
бескомпромиссных братьев по сегменту. Во-первых, у него нет рамы, во-вторых, в
трансмиссии отсутствует понижающая передача, в-третьих, он оснащался полностью
независимой подвеской всех колес. Ну а роднят его с настоящими
"проходимцами" внешний вид и наличие полного привода, организованного
по самой "правильной" схеме: привод постоянный на обе оси, а крутящий
момент между передними и задними колесами делится четко в пропорции 50:50.
Три и пять
Модель предлагалась с несколькими вариантами кузова. Самый
распространенный из них - трехдверный, который мог быть как
цельнометаллическим, так и с матерчатым верхом. У цельнометаллических
трехдверок нередко встречается интересная опция - два (!) люка выполнены
съемными, и для них предусмотрено крепление в багажнике, так что путем
несложных манипуляций можно превратить RAV4 почти в кабриолет. Другой вариант -
пятидверка с увеличенной на 210
мм колесной базой.
Кузовное железо хорошо защищено от коррозии. и даже на
машинах первых лет выпуска еще не отмечено типичных мест появления ржавчины.
Пожалуй, основной кузовной проблемой можно считать провисание задней двери,
чему причиной - укрепленная на ней "запаска". Провисшая дверь
начинает греметь. и через неплотности в салон проникают выхлопные газы. Для
исправления этой неприятности необходимо менять петли, что обойдется примерно в
$100 за каждую.
В салоне короткой модификации места достаточно лишь для
водителя и одного пассажира, задний же диванчик годится только для размещения
людей подростковой комплекции, да и им в дальней поездке придется тяжко.
Кстати, у побегавших трехдверок могут наблюдаться проблемы с механизмом
откидывания передних кресел. В обоих версиях багажник не отличается
вместительностью. но при необходимости перевозки большого количества поклажи
можно сложить спинку заднего сиденья, которая выполнена из двух раздельных
частей.
В комплектации машин первых лет выпуска зачастую нет ничего,
за исключением гидроусилителя руля и водительской подушки безопасности (на
"европейках"). Но многие экземпляры, продающиеся на нашем рынке,
имеют электропакет, кондиционер, АБС. Что же касается "японок" , то
они "нафаршированы" по полной программе.
Совсем один
Для модели прелагался всего один бензиновый
четырехцилиндровый двигатель 3S-FE объемом 2,0 л и мощностью 128- 129 л.с., применявшийся на
многих моделях концерна и считающийся очень популярным. Но для некоторых рынков
на RAV4 устанавливали и другой мотор - 2.0 л (165 л.с.). однако у нас он встречается нечасто.
Надежность самого распространенного "равовского" силового агрегата
очень высока, и известны случаи, когда он и до 300- 350 тыс. км пробега не
требовал серьезных вмешательств (за исключением сальников). Но. чтобы
достигнуть таких показателей. за двигателем надо ухаживать, то есть регулярно
менять масло, фильтры, следить за системой охлаждения и в положенное время
обновлять ремень ГРМ и ролики (по разным рекомендациям этот срок составляет
80-100 тыс. км). Кстати, очень плотная компоновка моторного отсека сделала
замену ремня непростой, и на фирменном сервисе на нее тратят несколько
нормочасов.
Система управления двигателем также не вызывает нареканий,
хотя в ней иногда могут выходить из строя некоторые датчики и клапаны, самый
дорогой из них - клапан рециркуляции отработавших газов ($180- 200).
Ни рыба ни мясо
Так как RAV4 - полноприводный автомобиль, у него имеется
раздаточная коробка, в которой у экземпляров с механической трансмиссией
блокировка дифференциала осуществляется вручную специальной кнопкой (стоит
помнить, что нажимать эту кнопку можно только после полной остановки, а
пользоваться этой самой блокировкой исключительно на скользкой дороге или же
вне ее), а у машин с "автоматом" процессом заведует многодисковая
муфта с электронным управлением. В общем, схема трансмиссии, можно сказать,
классическая (по крайней мере в случае с "механикой"), и поэтому
поведение машины, например на гололеде, абсолютно прогнозируемо. Кстати, сейчас
на вторичном рынке иногда встречаются экземпляры, не имеющие полного привода.
Они, как правило, залетели в наши края из Северной Америки, и в условиях
отечественной эксплуатации такие "ни рыба ни мясо" вряд ли интересны.
Поэтому стоит убедиться в наличии полного привода, для чего достаточно
заглянуть под днище, чтобы увидеть редуктор заднего моста. Следует отметить,
что на некоторых экземплярах в заднем редукторе устанавливался
самоблокирующийся дифференциал повышенного трения, не дающий одному колесу
буксовать, а второму стоять неподвижно.
Спортивные повадки
Одно из основных достоинств модели - ее отличное поведение
на дороге. Автомобиль обладает великолепной управляемостью, острым рулем,
отсутствием кренов в поворотах и раскачки. То есть тойотовским конструкторам
удалось создать полноприводную машину со спортивным характером и стильной
внешностью настоящего "проходимца". И хотя за "равом"
закрепилась репутация женского автомобиля, а за океаном и того хуже -
внедорожника для сексуальных меньшинств, все, кому довелось порулить на нем в
различных условиях, утверждают, что это очень интересный автомобиль, способный
доставить своему хозяину истинное удовольствие от вождения. Как говорят
владельцы RAV4, машина супер - и для города, и для загородных трасс она
практически идеальна, динамика и маневренность на высоте, зимой лучшего и не
найти.
Собираясь приобрести эту модель, стоит учитывать, что
трехдверка, хотя и смотрится стильнее, из-за короткой базы в критических
ситуациях более склонна к потере управляемости и хуже "держит" дорогу
на высоких скоростях. Зато стоимость пятидверки обычно выше. Сейчас на рынке
этих машин очень много, и если поискать, то вполне можно найти приличный,
ухоженный экземпляр.
ИТОГ Toyota RAV4
(+)
- отличная управляемость
- надежность
- стильный дизайн
(-)
- необходимость квалифицированного обслуживания
- высокая стоимость запчастей
- малая вместимость (у трехдверки)
- Toyota RAV4 Фактически именно она положила начало классу
кроссоверов, и даже на фоне многих из тех, что появились позже, выглядит
серьезнее благодаря постоянному и "честному" полному приводу и своей
исключительной надежности.
- Мотор RAV4 феноменально надежен и нередко до 300 тыс. км
пребывает "в добром здравии". Правда, для этого надо относиться к
двигателю бережно, вовремя меняя расходники
- Система управления двигателем в целом довольно надежна.
Единственно возможные неприятности - выход из строя некоторых датчиков и
клапанов
- Если "равик" укомплектован механической КП, то
буксование чревато лишь износом сцепления, а для версии с "автоматом"
последствия могут быть куда серьезнее
- Кузовное железо отличается хорошей коррозионной стойкостью
- типичных мест появления ржавчины нет даже в машинах первых лет выпуска
- В трехдверке комфортно будет только водителю и переднему
пассажиру, обитателям же заднего сиденья придется тяжко, особенно в дальней
поездке
- Задняя дверь нередко провисает, что провоцирует вес
расположенного на ней запасного колеса. Провисшая дверь со временем начинает
греметь и перестает быть герметичной. Лечится болезнь только заменой петель
- Ходовая часть RAV4 очень надежна, и серьезные вложения в
нее требуются лишь на рубеже 150 тыс. км. Правда, так хорошо подвеска себя
показывает только в том случае, если автомобиль не бороздил бездорожье. Если же
на машине занимались офф-роудом, нужно быть готовым ко всему, ибо дорожный
просвет, составляющий 205 мм,
отнюдь не дает возможностей "джипования"
- Традиционная беда этого автомобиля - низко расположенные
нижние рычаги задней подвески, которые так и норовят зацепиться за что-нибудь
на пересеченной местности. Со всеми вытекающими...
- Стоящий ныне на конвейере RAV4 второго поколения,
дебютировавший в 2000-м, удерживает позиции одного из самых предпочтительных
автомобилей в классе
- Салон первого "равика" по нынешним временам
выглядит довольно простенько
- Если, покупая автомобиль, вы предполагаете путешествовать
в основном вдвоем, то комфортом никто обделен не будет
- Интересное дизайнерское решение: задний фонарь
композиционно завязан с дверной ручкой
- По сравнению с пятидверкой трехдверная версия несколько
хуже ведет себя на асфальте, зато вне его выигрывает благодаря хорошей
геометрической проходимости
- 2,0-литровый мотор известен и по другим моделям концерна.
На RAV4 он развивает 129 или 165
л.с.
- Багажник трехдверки можно назвать таковым только при
сложенных задних сиденьях
- RAV4 заработал себе имидж отвязного автомобиля для
отвязных личностей. В Америке его даже считают атрибутом нетрадиционной
ориентации. Но не обращайте внимания - машина-то от этого хуже не становится.