Не секрет, что умелое вождение машин — один из основных факторов экономии горючего, позволяющий снизить его расход до 30%. Опытный водитель при работе на автомобилях семейств ЗИЛ и ГАЗ тратит на 100 км пути горючего на 2—5 л меньше, чем водитель, имеющий недостаточный стаж.
Существенно увеличивают расход горючего, как свидетельствует практика, неумелое трогание автомобиля с места и его разгон. Поэтому начинать движение следует плавно, разгоняясь на коротком участке дороги при полностью открытых дроссельных заслонках. Необходимо помнить, что для грузовых автомобилей расход горючего минимальный при скорости их движения 30— 35, а для легковых — 50—60 км/ч. С изменением среднетехнической скорости расход увеличивается в 2 раза и более. Это связано с возрастанием потерь мощности на преодоление сил трения в двигателе, агрегатах и механизмах автомобиля, в результате чего снижается его экономичность. Так, с повышением скорости движения автомобиля ГАЗ-66 с 30 до 75 км/ч расход бензина увеличивается на 150%. Поэтому рекомендуется водить машину, как правило, на прямой или повышающей передаче с постоянной скоростью.
Одним из наиболее экономичных способов вождения автомобиля является движение по методу разгон — накат. Он позволяет сэкономить до 10% топлива. Но эффективность его в значительной степени зависит от профиля дорога и состояния дорожного покрытия. Лучше всего этот метод применять на пересеченной дороге с хорошим покрытием. Следует, однако, иметь в виду, что при разгоне нельзя развивать слишком высокую скорость, так как при этом увеличивается аэродинамическое сопротивление воздуха. Пологие подъемы от 0,5 до 4% целесообразно преодолевать на прямой передаче, предварительно разогнав автомобиль.
При необходимости остановиться следует избегать принудительного торможения, а двигаться по инерции. Для этого выключают передачу и переходят на движение накатом. Тормозить же начинают при скорости автомобиля не более 25 км/ч, но ни в коем случае не двигателем, так как на этом режиме при прикрытых дроссельных заслонках карбюратора коленчатый вал двигателя принудительно вращается с повышенной частотой за счет усилия, передаваемого от колес автомобиля через трансмиссию. Из-за увеличения разрежения во впускном коллекторе интенсивнее истекает топливо из системы холостого хода и горючая смесь переобогащается, а процесс горения ухудшается. Несгоревший бензин смывает со стенок цилиндров смазку и вместе с продуктами неполного сгорания выбрасывается в атмосферу (количество СО увеличивается примерно в 2—2,5 раза). В настоящее время в карбюраторе двигателя ЗИЛ-131 применяется экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ), обеспечивающий автоматическое прекращение подачи бензина при торможении двигателем. В зависимости от режима движения и дорожных условий ЭПХХ способствует снижению расхода топлива до 5%.
Рекомендуется заранее выбрать маршрут, изучить каждый его участок, расположение перекрестков и дорожных знаков. При движении избегать частых остановок, необоснованных обгонов и резких поворотов, останавливаясь более чем на 2 мин, выключать двигатель.
Водитель должен помнить о том, что его работа по экономии горючего начинается с момента заправки машины. Нельзя заполнять баки полностью, так как из-за температурного расширения топлива или неисправности крышки заливной горловины возможны его потери. Поэтому следует заливать бак по нижний срез его горловины. Заправляют машины закрытой струей от раздаточного устройства. Пробки топливных баков плотно закрывают, проверяют и при необходимости заменяют поврежденные прокладки. При заправке ведрами суммарные потери горючего на разлив и испарение доходят до 3%, а при открытой крышке бака автомобиля, например ЗИЛ-131, за сутки испаряется до 5 кг бензина.
В процессе эксплуатации машин их агрегаты и механизмы подвергаются переменному нагрузочному и скоростному режимам, что приводит к износу деталей и нарушению эксплуатационных регулировок, влияющий на топливную экономичность автомобиля. Поэтому необходимы своевременный контроль и техническое обслуживание машин. В частности, в результате износа деталей цилиндропоршневой группы (характерный признак — падение компрессии на 20—25%) повышаются расход горючего на 10—12% и выброс вредных веществ в атмосферу. Чтобы определить компрессию в карбюраторном двигателе с помощью компрессометра, его прогревают до температуры 80—90 Г'С, вывертывают свечи зажигания, полностью открывают заслонки карбюратора и проворачивают коленчатый вал стартером. На дизеле компрессию замеряют аналогично, но при его работе в режиме холостого хода. Величина ее в двигателе ЗИЛ должна быть не менее 0,63, а для КамАЗ-740 — не ниже 3,0 МПа.
В противном случае определяют причины падения компрессии. С этой целью в цилиндры двигателя заливают 20— 25 см:! свежего моторного масла и проводят повторный замер. Если давление возрастает, то это свидетельствует об износе компрессионных колец и гильз двигателя, а если остается прежним, то нарушена герметичность газового стыка клапан — гнездо, вызванная прогоранием клапана или неправильной его регулировкой.
Неточность регулировки зазоров в приводе клапанов газораспределительного механизма способствует увеличению расхода горючего на 5—8%, а масла — на 1.5—20%. Кроме того, при отклонении величины зазора от нор’мы (у двигателей ЗИЛ и ГАЗ 0,25—0,30 мм, а у КамАЗ для впускных клапанов' 0,30—0,35 мм, выпускных — 0,40— 0,45 мм) нарушаются фазы газораспределения, и, как следствие этого, снижается мощность двигателя на 3,5—4%. Зазор регулируют на холодном двигателе (температура 15—20 °С) согласно требованиям инструкции по эксплуатации.
Работа двигателя на этилированном бензине сопровождается снижением его мощности и топливной экономичности, а кроме того, появлением детонации и калильного зажигания. Это происходит в результате интенсивного образования нагара на поверхности стенок камеры сгорания, днище поршней и клапанов. Как правило, нагар удаляется механическим способом при разборке двигателя. Однако возможно и его выжигание, которое проводят при работе двигателя в течение 1 —1,5 ч на полной нагрузке.