Поршень первого цилиндра выставляют в верхнюю мертвую точку ВМТ, при любом ремонте, связанном со снятием ремня привода коленчатого вала. Если по каким либо причинам данная работа будет выполнена с ошибками и контрольные точки не совпадут - двигатель будет работать с перебоями или с неполной мощностью.
Важно выставлять метки находящимся на шкиве распредвала, так как метки расположенные на маховике или на шкиве коленчатого вала не дают 100% гарантии, что первый поршень находится в ВМТ.
Для выполнения данной операции Вам потребуется проворачивать коленвал двигателя, стандартно данная операция проводится путем вращения болта крепления шкива при помощи гаечного ключа. На самом деле это жутко неудобно и потребует от Вас много усилий, и без побитых пальцев тут не обойтись. Но есть способ, который значительно облегчит данную операцию - достаточно включить четвертую передачу и прокатить автомобиль ВАЗ до совпадения контрольных меток на шкиве распредвала с меткой на задней крышке ремня ГРМ. Данную операцию лучше проводить с напарником.
Второй способ, это поднять переднюю часть автомобиля и проворачивая колесо добиться совпадения меток, при этом так же необходимо что бы передача была включена.
Несмотря на то, что двигатели семейства ВАЗ 2110, 2111, 2112, 21124 и 21114 очень похожи, контрольные метки располагаются у этих двигателей в разных местах.
Метки на двигателе ВАЗ 2111 и 21114 расположены на зубчатом шкиве распредвала (в виде выступа), вторая метка в виде усика, располагается на задней крышке ремня ГРМ.
А вот на моделях 2112 и 21124 метки нанесены на торцы зубчатых шкивов распределительных валов (выступ А), а вторая метка в виде прорези на задней крышке ремня ГРМ (точка Б).
Эти точки на всех двигателях продублированы:
1. Что бы увидеть первую пару Вам придется снять коробку передач, они нанесены на маховике в виде риски и на щитке заднего картера двигателя.
2. Вторая пара расположена на зубчатом шкиве коленчатого вала в виде точки и на крышке масляного насоса, их увидеть можно только сняв шкив привода генератора.
Теперь сам ход работы по совмещению меток.
Нам понадобятся два гаечных ключа на 10 и на 17. Как и при любых ремонтных работах отключаем аккумуляторную батарею от сети автомобиля.
1. Переведите рычаг коробки передач в нейтральное положение (обязательно установите противоскатные башмаки);
2. Если на Вашем автомобиле еще остался правый брызговик на двигателе - снимите его;
3. Для следующей операции нам потребуется открыть капот, после чего выверните три винта, на котором держится передняя крышка ремня привода ГРМ. При выкручивании болтов придержите жгут проводов, который также держится на этих винтах;
4. Проворачивая коленчатый вал любым из вышеперечисленных способов добейтесь совпадения меток. С первого раза у Вас, конечно, не получится 100% совпадения меток, поэтому придется хорошо постараться, но Ваше усердие и трудолюбие в коечном итоге окупиться.
Вот и все - если Вы проделали все верно, то первый поршень в первом цилиндре находится в верхней мертвой точке.