Скутер - популярное средство передвижения среди молодёжи. Компактный, маневренный, потребляющий мало бензина - эти характеристики позволили скутеру занять свою нишу среди транспортных средств. Небольшой объём двигателя вполне справляется с поставленной задачей - перевести хозяина на небольшое расстояние, а если нужно перевести небольшой груз или пассажира, то с этим тоже не будет проблем. Но как показывает практика проблемы есть и кроются они в карбюраторе. Проанализировав статистику неисправностей мы обнаружили что большинство жалоб приходится именно на это устройство.
Устройство карбюратора на скутере относительно простое, но тем не менее при изменении живого сечения жиклера у Вас есть все шансы толкать свой скутер до ближайшей мастерской. Поэтому что бы самостоятельно починить карбюратор нам придётся углубиться в теорию.
Принцип работы карбюратора скутера
В любом устройстве есть главная деталь, на которой и построен весь принцип работы, в карбюраторе скутера такой деталью является трубка Вентури.
В нашей жизни мы часто встречаемся с устройствами в основу которого заложен эффект Вентури: в газовых котлах, краскопультах в расходомерах. Принцип работы трубки, заключаются в эффекте который возникает в трубке если ее сечение плавно уменьшить, а потом увеличить, то в месте сужения образуется разряжение.
Стоит отметить, что конечно это сужение рассчитывается с помощью сложных формул, но мы не будем нагружать Вас работой инженеров-конструкторов, наша задача - понять общий принцип работы.
Итак сечение трубы изменилось, и в этом месте происходит разряжение, причем значения разряжения в центре и на краях отверстия различны. После плавного сужения в сопле Вентури происходит расширение и давление выравнивается.
С движением воздуха все понятно, но нам нужно получить топливно-воздушную смесь, откуда возьмется топливо? Если поместить в воздушный поток тонкую трубку, которая была бы перпендикулярна движению воздуха то из-за низкого давления из трубки будет поступать бензин. При выходе бензина из трубки будет происходить интенсивное перемешивание топлива и воздушного потока. Причём из-за конструкции самого сопла и перепада давления - капли бензина превращаются практически в туман.
Вот и все описание принципа работы самого простого карбюратора, нам осталось добавить узлы регулировки и мы получим полноценный карбюратор для скутера.
Для того, что бы владелец скутера мог регулировать скорость и динамику своего двухколесного друга, нам потребуется держать под контролем три основных параметра:
1 расход топливо-воздушной смеси которая будет поступать в двигатель. Для того что бы мы "держали руку на пульсе" в конструкцию карбюратора нам придётся установить заслонку ось, которой закрепим на рукоятке газа. Теперь при вращении рукоятки мы можем открывать или прикрывать заслонку тем самым меняя расход смеси. Чем больше мы поворачиваем рукоятку, тем больше открывается заслонка и наоборот.
2 количество топлива которое поступает в трубку Вентури. Конструктивно выполняется в виде тонкой иглы, которая вставляется в трубку подачи топлива. Теперь как ей управлять? В идеальном случае нам нужен отдельное устройство которое бы контролировало степень открытия этого примитивного топливного устройства, но у нас не гоночный мотоцикл, а скутер. Поэтому для упрощения конструкции и электронной схемы мы соединяем иглу с заслонкой. При простом регулировании топлива нам вполне подойдёт если при увеличении расхода воздуха будет увеличиваться количество топлива.
3 уровень топлива в поплавковой камере - аналогично устройству сливного бочка в Вашем туалете, думаю все понятно.
Вот мы и оборудовали карбюратор регулирующими устройствами, которые позволяют передвигаться на скутере, но если Вы разобрались с принципом работы, то должны были задать вопрос: "когда мы не трогаем рукоятку газа, то как будет работать двигатель если заслонка полностью перекрывает подачу топливной смеси в двигатель?" Все очень просто, нам потребуется дополнительный канал который бы соединял две зоны: зону до сужения и зону после заслонки.
Теперь даже при полностью закрытой заслонке через этот канал будет проходить определённое количество воздуха. Теперь добавим к этому потоку бензин, расход которого будем контролировать клапаном, и мы получим отдельную систему, называемую ССХХ (система стабилизации холостого хода). ССХХ работает только когда двигатель работает на малых оборотах или скутер стоит (этот нюанс нам поможет в дальнейшем в поиске проблем в карбюратор скутера), если двигатель набрал достаточное число оборотов, то данная система прекращает функционировать.
Для того что бы ССХХ отключалась когда обороты превысят определенное значение, в конструкции карбюратора предусмотрена мембрана, которая перекрывает подачу воздуха при появлении разряжения в канале:
Вот в принципе и все, теперь мы знаем, как устроен карбюратор скутера и помощью чего происходит регулирование расхода топлива и воздуха.