Назначение диодного моста - преобразование трехфазного переменного напряжения вырабатываемого генератором автомобиля в постоянный 12 вольт. Диодный мост состоит из четырёх выпрямительных диодов, соединённых по специальной схеме. Принцип работы диода похож на работу клапана - он пропускает ток только в одном направлении, исключая возможность поступления тока с бортовой системы автомобиля к генератору.
Если вы зададитесь целью найти под капотом своего ВАЗ-а отдельную коробку с диодами, то вас ждёт разочарование. Диодная сборка находится внутри корпуса генератора и визуально напоминает подкову.
Инженеры не зря спрятали от посторонних глаз, данный электронный блок. Причина этому - большое количество грязи и большая вероятность попадания влаги на клеммы диодов, что впоследствии может вызвать пробой диода и даже выход из строя генератора. Поэтому конструкторы поместили в защищенный корпус сразу два элемента: сам генератор и диодный мост. Дополнительно сами теплопроводы на заводе покрывают слоем изоляционного материала.
Как проверить диодный мост на ВАЗе.
Существует два способа проверки диодного моста:
1. Со снятием и последующей разборкой генератора.
2. Без демонтажа генератора с автомобиля.
Рассмотрим процедуру диагностики выпрямительного моста по первому способу.
Вам потребуется обычный китайский тестер или как ещё его называют - мультиметр, и ещё от вас потребуется элементарные знания как с ним работать. Если тестер у вас имеется, а вот со знаниями проблема - не расстраивайтесь, мы будем подкреплять свои действия наглядными фотографиями и картинками, и все что вам потребуется - повторить всю процедуру со своим диодным мостом.
В данной статье мы не будем рассматривать последовательность снятия самого генератора и его разборку, а приступим сразу к диагностике вспомогательных диодов генератора.
Смотрим на первую фотографию и повторяем наши действия: включаем мультиметр и переводим переключатель в позицию проверки диодов.
Проверяем работоспособность тестера путём соединения - разъединения контрольных щупов, если при соприкосновении щупов на табло будет отображаться "0" то тестер исправен и можно приступать к первому этапу проверки.
Касаемся положительным щупом мультиметра к общей шине вспомогательных диодов (на фотографии обозначен под номером 1), а вторым (отрицательным) щупом касаемся проверяемого диода (точка 2). При исправном диоде показание мультиметра будет стремиться к бесконечности.
Теперь поменяем местами точки 2 и 1, смотрим на следующую фотографию:
При исправном диоде показания на тестере будут находиться в диапазоне от 300 до 700 Ом. Если с первым диодом все нормально, то приступаем к проверке следующего диода, повторяя процедуру.
После проверки вспомогательных диодов, приступаем к проверке силовых:
1. Положительный щуп подключаем к выводу проверяемого диода, а отрицательный щуп соединяем с пластиной, в которую запрессован сам диод. Отсутствие изменений на индикаторе мультиметра говорит, что диод исправен. Как и при проверке вспомогательных диодов меняем местами щупы, и если проверяемый диод исправлен, то показания будут в несколько сотен Ом. Аналогичную процедуру выполняем и для других диодов.
Теперь опишем процедуру проверки моста без снятия генератора с автомобиля, так же этот способ поможет тем, у кого нет под рукой тестера или неисправность вас застала в дороге, и у вас нет времени производить демонтаж генератора. Для проверки данным способам нам все же потребуется снять защитный кожух с генератора. После снятия крышки, отсоединяем вывод "Б" от клеммы генератора под номером 30.
Отсоединяем провод от клеммы "В" регулятора напряжения. Нам также потребуется любая лампочка на 12 вольт.
Для проверки положительных и отрицательных диодов на замыкание, собираем схему, изображенную на рисунке.
Если при подаче напряжения на лампу, последняя не загорается, то положительные и отрицательные диоды исправны и замыкания в их цепи отсутствует.
Следующим этапом будет проверка отрицательных диодов на наличие короткого замыкания.
Собираем схему, изображенную на следующем рисунке.
Если лампа загорается, то в схеме присутствует короткое замыкание в отрицательных диодах.
Проверяем состояние положительных диодов на предмет короткого замыкания.
Для проведения этой операции нам потребуется собрать нехитрую схему.
Если в блоке диодов есть замыкание хотя бы одного из положительных диодов, то контрольная лампочка будет гореть.
Проверяем наличие короткого замыкания в дополнительных диодах.
Схема для диагностики приведена ниже.
Загорание лампы свидетельствует о наличии в одном из дополнительных диодах короткого замыкания. Выявить в каком именно можно только демонтировав весь блок и проверив каждый диод отдельно.