История шины начинается в далёком 1846 году, именно тогда шотландец запатентовал первую в мире шину. Прошло немало десятилетий и можно только представить, сколько шин было пробито за это время. Ещё сто лет назад спустившее колесо не доставляло своему владельцу ничего кроме хлопот. То теперь с увеличением мощности двигателя и скорости передвижения контроль за давлением в колесе становится жизненно необходимым. И согласно разделу о ежедневном обслуживании своего автомобиля первым пунктом красуется фраза: "проверьте состояние и давление в шинах".
При небольшом проколе, изменении температуры наружного воздуха или не плотности ниппеля происходит понижение давления в шинах и не всегда "на глаз" можно определить, что одна из шин стала "испускать дух". И независимо от того что закачали в вашу шину воздух или азот, происходит увеличение расхода топлива и автомобиль начинает вести в сторону, что очень ощущается на высоких скоростях.
Если давление упало незначительно, то боковой увод автомобиля, как правило, списывают на неровность дорожного покрытия. Именно так и думает большинство новичков, и не проверив целостность шины, как правило, продолжают движение. Конечно, если давление упало на одну-две десятых, то кроме вышеперечисленных проблем ни чего страшного не произойдёт. Но если вовремя не обратить внимание на приспущенное колесо, то давление будет падать и тогда уже лишними литрами топлива не отделаться.
Резкое торможение перед внезапно появившемся пешеходом или резкое перестроение с ряда в ряд на спущенном колесе может вызвать прокручивание покрышки или ее срыв с колесного диска, а эта ситуация уже не столь безобидна и может привести к человеческим жертвам.
И только спустя полсотни лет инженеры придумали отличную опцию - датчик давления в шинах. С появлением на прилавках магазинов, а в дальнейшем в комплектации автомобилей водители избавились от необходимости перед поездкой бегать вокруг с манометром или стучать по колесу ногой.
Три пути решения проблемы.
Сегодня, практически любой автомобиль можно оборудовать датчиком контроля давления в шинах. На выбор автолюбителю предлагаются три системы:
1. Наиболее простая и дешевая - колпачок со встроенным датчиком давления. Данное устройство представляет собой цилиндр с внутренней резьбой, который накручивается вместо стандартного колпачка. При падении давления в верхней части происходит смена цветных полосок. При наличии зелёной полоски с давлением в вашем колесе все в порядке и вы можете начать движение. Жёлтая полоска сигнализирует о необходимости подкачки колёса. При появлении красной полоски дорога вам в шиномонтаж и движение на таком колесе невозможно.
Недостатком данного устройства является плохая информативность (проверить состояние индикатора можно только выйдя из салона автомобиля), второй недостаток - смена цветных полосок происходит при определённых давлениях, сменить или подстроить под давление для ваших шин у вас не получиться. Поэтому необходимо перед покупкой интересоваться для какого автомобиля предназначены те или иные колпачки.
Есть и третий недостаток, проблема заключается в том, что найти на полках наших автомагазинов колпачки не китайского производства практически невозможно, и насколько точно они будут сигнализировать о состоянии покрышек можно только догадываться.
2. Электронный датчик контроля давления - наиболее оптимальный и безопасный вариант. Данная система позволяет производить замеры давления в шинах при движении и передавать информацию в салон автомобиля. Данные системы вовремя проинформируют водителя о начале снижение давления, и водитель всегда сможет вовремя отреагировать на неисправность. В последнее время производители в конструкцию датчиков давления все чаще и чаще дополняют функцией измерения температуры.
Передача сигнала водителю может осуществляться различными способами начиная от радиосигнала и заканчивая Bluetooth соединениями позволяющее получить информацию прямо на смартфон.
Недостаток этих датчиков это их стоимость.
3. Более хитрые системы работают без дополнительных датчиков. Электронный блок управления автомобиля, получая сигналы с датчиков АБС система вычисляет колесо, которое вращается с меньшей скоростью чем второе, которое установлено на той же оси. Анализируя данную ситуацию в течении определённого времени ЭБУ выдаёт сигнал отражающий состояние покрышки.
Недостатком данных систем являются ложные срабатывания при затяжных поворотах. Кроме того, при использовании специальных покрышек изготовленных по технологии Run-Flat. Отличие данных шин заключается в практически незаметном изменении диаметра колёса даже при полной потере давления, следовательно, датчики АВС не смогут отследить разницу в частоте вращения пары колес.
Подведя итоги, можно сказать: контролировать давление жизненно необходимо, и наиболее оптимальным способом контроля давления является установка дополнительных датчиков в пространство покрышки.