Хромированная деталь в интерьере или в конструкции автомобиля свидетельствует о статусе его владельца. Стоимость готового изделия покрытого хромом достаточно велика, исключение составляют или изделия из пластмассы покрытой блестящей оболочкой или изделия, привезенные из Китая, качество которых желает лучшего. Поэтому автолюбители, а особенно ценители раритетных автомобилей пытаются или заказать хромирование на заводах, или провести хромирование в домашних условиях. Желание есть, но как покрыть хромом, например рукоятку от Фольцваген Транспортер т4, многие просто не знают. Поэтому мы и решили уделить отдельное внимание хромированию автозапчастей.
Основные дефекты хромированных изделий и пути решения проблемы
Процесс хромирования - что и как
Что такое хромирование?
Для начала, нам бы хотелось огорчить автолюбителей, провести хромировку в домашних условиях можно, но хромирование крупных деталей, таких как бампер или крыло практически невозможно в домашних условиях.
Поэтому несколько слов о том, где и как проводить хромирование: в хорошо проветриваемом помещении, очень рекомендуется механическая вытяжная вентиляция, индивидуальные средства защиты (респиратор, перчатки, ...) так же не будут лишними. Так же стоит позаботиться и об утилизации отработанных реактивов, сливать их в унитаз или умывальник так же не рекомендуем, вылить в чистом поле - можно нарваться на штраф.
Итак, мы разобрались с техникой безопасности, и теперь можно поговорить о том, что же такое хромирование.
Хромирование - насыщение поверхности стальных элементом путём диффузии или с помощью осаждения частиц хрома из специального электролита с участием электрического тока.
Для чего хромируют детали?
Несмотря на то, что слой хрома исчисляется десятыми или сотыми миллиметра, у хромированной поверхности несколько задач:
1- придание эстетического вида;
2- защита от воздействия внешних факторов, в том числе защита от коррозии;
3- повышение механической твердости узла или детали.
Основные дефекты хромированных изделий и пути решения проблемы:
1- хромированное покрытие отслаивается.
Причины:
- невыдержанна технология по обезжириванию поверхности;
- в процессе хромировки прекращалась подача напряжения;
- температура электролита не поддерживалась в течении всего процесса.
2- поверхность хромированной детали покрыта кратерами или отверстиями (как правило, размер дефекта не более полумиллиметра)
Причины:
- подвеска, за которую крепится деталь, препятствует нормальному отводу водорода с хромированной поверхности (необходимо изменить конструкцию подвески);
- поверхность изделия плохо обработана (имеются поры, места окисления и т.д.);
- поверхность обрабатываемой детали имеет вкрапления графита;
3- выступающие части детали, например крылья на эмблеме, имеют утолщенное покрытие из хрома.
Причины:
- плотность тока завышена.
4- хромированная поверхность отслаивается и сильно жесткое.
Причины:
- высокая температура электролита и низкая плотность тока;
- изменение температуры в процессе хромирования;
- при шлифовке изделия поверхность подверглась высоким температурам.
5- в районе отверстия не происходит оседание хрома.
Причина:
- значительное выделение водорода из отверстия, необходимо закрыть отверстие эбонитовой пробкой;
- электролит насыщен серной кислотой;
6- блестящая поверхность хрома покрыта коричневыми пятнами.
Причина:
- в электролите низкое содержание серной кислоты;
- в электролите избыток трехвалентного хрома.
7- поверхность мягкая.
Причины:
- температура электролита слишком высока;
- низкая плотность тока.
8- покрытие не блестит, имеет нервную поверхность.
Причины:
- бедная смесь электролита (не хватает хромового ангидрида);
- высокая плотность тока;
- недостаточное количество серной кислоты;
- высокая концентрация трехвалентного хрома.
9- неравномерность блеска в разных местах детали.
Причины:
- плотность тока завышена;
- холодный электролит;
- плотность тока различна по длине детали.
На этом список проблем, с которыми может столкнуться "юный" гальваник, мы закончим, на самом деле дефектом значительно больше, но мы привели наиболее распространенные. Почему мы начали говорить о дефектах раньше, чем приступили к описанию самого процесса? Ответ очень прост - вы должны понимать, что процесс хромирования достаточно сложен и большинство проблем кроется в некачественном электролите, в самом токе и температуре. Выдержав данные условия если не первая, то вторая деталь порадует Вас своим блеском.
Процесс хромирования - что и как?
Сегодня мы опишем один из самых простых способов хромирования автозапчастей в домашних условиях. Нам потребуется: стеклянная банка (если мы конечно не собираемся хромировать бампер), электролит из ангидрида хромового технического (CrO3) 150 г/л, серной кислоты 1,5 г/л, в качестве "растворителя" использовать дистиллированную воду и собрать простую электрическую схему:
Для удобства хромирования, предлагаем Вам собрать простую конструкцию для хромирования:
Электролит готовиться следующим образом:
- дистиллированную воду нагревают на плите или кипятильником до 70 С, в 2/3 объёма растворить ангидрид;
- тщательно перемешать;
- добавить остаток воды;
- повторно перемешать раствор;
- добавляем в раствор серную кислоту и получаем электролит;
- заполняем банку электролитом и без обрабатываемой детали подаём ток от 4 до 6 а/дм, квадратный, схему подключения смотри Рис 1, при этом температура электролита должна поддерживаться в диапазоне 45-50 градусов, выдерживаем электролит порядка шести часов;
- электролит должен поменять цвет на темно-коричневый (если цвет не изменился, значит, вы делаете что-то не так);
- через шесть часов и после изменения цвета электролита, выключаем напряжение и даём отстояться электролиту 24 часа (рекомендуем вынести банку на балкон или другое нежилое помещение);
- через сутки нагреваем электролит до 50С и выдерживаем его на протяжении трёх часов без подачи напряжения;
Рис 1
- пока наш электролит выдерживается, подготовим пробный образец (зачистим и обезжирим его поверхность, используем все от бензина и заканчивая мылом);
- закрепляем пробную деталь на катоде устройства, и подаем напряжение, через час проверяем качество покрытия (поверхность должна быть блестящая, а кухонный нож не должен оставлять следов на поверхности);
- если поверхность испытуемой детали Вас устроила, подготавливаем необходимую деталь и выполняем предыдущий пункт (если поверхность опытного образца вас не устроила можно увеличить время ещё на один час).
После хромировки нашей детали нам предстоит дополнительно обработать поверхность: сперва кипятим деталь в течение 1,5 часов (кипячение проводим в большой емкости заполненной водой), после кипячения помещаем нашу деталь в сушильный шкаф на 3 часа, при этом температуру поддерживаем на отметке 130 С, остался ещё один этап, после которого деталь можно считать хромированной - шлифование.
Вот и все, в руках у нас блестящая хромированная деталь, которую не стыдно показать друзьям.
Если после прочтения данной статьи вы решили и дальше познавать таинства хромирования в домашних условиях, то мы рекомендуем скачать данное руководство.