Для оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания автомобиля применяют различные измерительные устройства как серийно выпускаемые, так и собственного изготовления, среди которых не последнее место занимает компрессометр. Данный прибор позволяет замерять давление в камере сгорания (цилиндре) в конце такта сжатия (так называемую компрессию) и тем самым, достаточно точно, оценить степень износа поршневой группы, а также герметичность прилегания клапанов.
Но приобрести компрессометр в данный момент трудновато, да и дорого, для одного-двух раз использования. Я предлагаю изготовить компрессометр самостоятельно, конструктивная идея которого была разработана Б. Г. Айзиковичем. Изготовить его довольно легко, необходимо только купить манометр с диапазоном измерения 16 кгс/кв.см и изготовить на токарном станке из латуни переходник (см. рис.). Необходимо уточнить в этой детали диаметр резьбового отверстия под тот манометр, который вы приобрели.
Основная деталь прибора это вентиль от использованой камеры грузовика, который аккуратно выпрямлен, и от него отпилен грибок. Необходимо, чтобы трубка вентиля была довольнотаки ровной, достаточно длинной и имела исправное гнездо под золотник.
Со стороны, противоположной золотнику, необходимо припаять переходник для манометра. Шов должен быть полностью герметичен. При пайке можно использовать как твердый, так и мягкий припой. С другой стороны вентиля акуратно припаяйте упорную шайбу.
Теперь необходимо только подобрать резиновый конус, кпримеру, резиновую пробку, или вырезать аккуратно самому из толстого листа резины, необходимо чтобы данная пробка плотно входила-бы в отверстие для свечи, в конусе необходимо изготовить отверстие.
Соберите прибор. Установите купленный манометр с резиновой шайбой и вверните в вентиль золотник от автомобильной камеры.
Работают с прибором необходимо так. При прогретом двигателе (необходимо проехать мин 10км, стрелка указателя температуры должна быть в рабочей точке) и свежезаряженной аккумуляторной батарее необходимо вывернуть все свечи из двигателя, плотно прижать резиновый конус в свечное отверстие измеряемого цилиндра. Попросите напарника включить стартер автомобиля и прокрутить двигатель до тех пор, пока показания манометра не перестанут увеличиваться. Перед замером необходимо отрегулировать клапанные зазоры.
Допустимым считается, если показания нашего прибора в 1,2...1,7 раза превышают степень сжатия двигателя. Лучше заранее найти в справочнике величину компрессии для двигателя вашего автомобиля.
Перед следующим замером компрессии в другом цилиндре нужно обнулить показания компрессометра, нажав на золотник спичкой, или крышечкой от золотника, притупленным гвоздем через отверстие в резиновом наконечнике. Этим небольшим неудобством придется расплачиваться за простоту и дешевизну конструкции. Разброс величины компрессии в цилиндрах не должен превышать 1 кгс/кв.см.