Столичный градоначальник предлагает обложить дополнительным налогом владельцев автомобилей, пользующихся шипованной резиной
В конце зимы московский мэр выступил с неожиданной инициативой: по его мнению, автовладельцы, предпочитающие шипованную резину, за удовольствие чувствовать себя увереннее на зимней дороге должны платить. Основной аргумент - шипы сильнее изнашивают дорожное полотно.
Идея, кстати, ненова. Впервые этот вопрос был поднят мэрией еще два года назад. Тогда предполагалось ввести запрет на использование таких шин летом, а исполнять его должна была столичная Госавтоинспекция. Однако проблема повисла в воздухе, ведь утвержденные российским Правительством Правила дорожного движения подобных ограничений не содержат, а значит, юридических оснований для ужесточения нет. Тогда городские власти решили пойти по другому пути и предложили пересмотреть подходы к определению транспортного налога: дескать, кто больше портит дорогу, тот пусть больше и платит.
Аргументы и факты
С одной стороны, плюсы от зубастой резины очевидны. Шипы -это, если хотите, элемент активной безопасности автомобиля, потому что улучшение управляемости и сокращение тормозного пути на скользкой дороге самым непосредственным образом влияют на безопасность движения.
На другой чаше весов тоже серьезные доводы. Во-первых, покрытие дороги при использовании шипов действительно изнашивается в несколько раз быстрее. Во-вторых, экономическими интересами можно было бы пренебречь, если бы однозначно повышалась безопасность движения. А вопрос на самом деле весьма спорный, ведь на очищенном от снега асфальтовом покрытии шипованная шина хуже "держится" за дорогу, нежели обычная покрышка. Согласитесь, по крайней мере в Москве большую часть зимы нам все-таки приходится ездить по асфальту.
Экология - традиционно не самый сильный аргумент для россиян. Но тут случай особый. Сажа от изнашивающегося ускоренными темпами асфальта не только осаждается на придорожной растительности и автомобилях, но и прямиком попадает к нам в легкие. Исследования показывают, что за каждый километр пути легковой автомобиль с шипованными покрышками превращает в ядовитую пыль в среднем 25 грамм асфальта. Норвежцы даже подсчитали, что в их стране такие шины истирают ежегодно около 140 тысяч тонн асфальта.
В результате в Осло половина твердых частиц, попадающих в городскую атмосферу от движения транспорта, вызвана применением шипов. Учитывая, что городские жители и так дышат, мягко говоря, не озоном, даже принципиально "безлошадным" горожанам эта проблема небезразлична. Учтите также, что уровень шума от автомобиля на шипованной резине повышается на 3-10 дБ в зависимости от скорости движения и качества шины.
Окончательное решение о целесообразности и, главное, правовой обоснованности введения такого налога в ближайшее время должна дать комиссия по городскому хозяйству Московской городской думы. В случае принятия положительного решения, думаю, при планировании производства маркетологам производителей шин придется учитывать еще один важный фактор, определяющий спрос на их продукцию.
Взгляд на Запад
Во многих европейских государствах действительно существует запрет на использование шипованной резины. Один из примеров - Германия: слишком уж дорожат своими автобанами немцы. В некоторых странах ограничивают максимальную массу автомобиля, владелец которого может использовать покрышки с шипами. А, например, в Бельгии законодательно ограничена скорость движения на шипах. Таким образом пытаются избежать травмирования участников движения шипом, который, вылетая из покрышки движущегося на высокой скорости автомобиля, для окружающих становится подобием пули. Однако полный или частичный запрет на использование шипованных шин практикуется только в центрально- или южно-европейских государствах, где обильные снегопады и, следовательно, гололед - довольно редкое природное явление.
В странах Скандинавии ситуация обратная. И хотя однозначного требования использовать шипы нет, например, в Финляндии в зимний период запрещена летняя резина. Швеция и Норвегия тоже регулярно сталкиваются с проблемой гололеда, а потому местные власти ничего против шипованной резины не имеют. При этом в большинстве стран дорожным законодательством оговаривается период, в который могут применяться шипы: как правило, с ноября по март. На наш взгляд, именно такой вариант наиболее оправдан и для нашей страны - вместо введения дополнительного налога.