Скорость распространения коррозии по кузову автомобиля сравнима с размножением раковых клеток у больного. Совсем недавно мы заметили одну маленькую точку ржавчины, как буквально через месяц через лакокрасочное покрытие пробились еще несколько очагов коррозии. И если со ржавчиной на поверхности кузова легко бороться, то что делать с полостями которые не доступны нашему взору?
А таких мест в автомобиле множество и даже самая качественная обработка мовилем не дает 100% гарантии что где-нибудь в труднодоступном месте через пару лет не появятся первые признаки коррозии. Окисление железа при контакте с воздухом содержащим водяные пары буквально за несколько лет могут превратить лонжерон в труху. И как же поступить автовладельцу если он собирается пользоваться автомобилем не один год? Есть ли эффективная защита от коррозии? Оказывается, есть, и она давно используется народными умельцами.
Те, кто раньше выписывал научно-технические журналы, наверное, слышали о катодной защите кузова. Так что же мешает нам модернизировать уже морально устаревшие радиодетали и подстроить ее принцип работы под современные условия.
У многих может возникнуть вопрос: «Так почему автомобильные гиганты не использую столь эффективную и в свое время простую методику для защиты кузова от коррозии?» Ответ очень простой, им не выгодно что бы автомобиль жил «вечно», да и зачем продлевать жизнь кузову до 20-30 лет, если срок службы автомобиля составляет всего 5-7 лет. Им это не нужно, а простому автолюбителю с окраины Москвы нужен автомобиль который прослужит как минимум в два раза дольше.
Усовершенствованная схема катодной защиты
Недостатком принципиальных схем которые можно найти в старых журналах является низкий потенциал между катодом и анодом. Кроме того, при длительном простое автомобиля «старые схемы» способны разрядить аккумуляторную батарею автомобиля в «глубокий ноль».
Поэтому, нам пришлось собрать все знания в этой области и собрать схему которая работала эффективней и не создавала неудобств владельцу транспортного средства.
Вот что у нас получилось:
Составленная нами электросхема легко справляется с поддержанием необходимой разности потенциала за счет постепенного разрушения электродов. Благодаря специфике схемы, при увеличении влажности воздуха, роль анода будет выполнять мокрая поверхность дорожного покрытия.
Храните граждане свои автомобили в гараже
Собрав схему катодной защиты, которую мы представили вашему обозрению и подключив катод к корпусу металлического гаража (не важно, что у Вас: ракушка или стационарный гараж) защитные свойства металлического сооружения возрастают в несколько раз. Кстати не стоит расстраиваться если Вы стали счастливым обладателем каменного гаража, данную схему так же можно использовать, но для этого придётся проложить контур заземления.
Для начала работы схемы достаточно соединить, через разъем Гн1 электрическую схему с корпусом гаража или контуром заземления. Сам разъем Гн1 можно выполнить в виде болта с гайкой или сделать стандартное соединение «папа-мама», спрятав его в районе левой ноги водителя. Поставив в такой катодный гараж свой автомобиль вы можете спокойно идти спать ни коррозия, ни разряд аккумулятора ни воры не посягнут на ваш автомобиль.
Защита кузова в пути или мобильный щит
Но любой автомобиль должен передвигаться, что же теперь? Или нам все время придётся возить гараж с собой? Для защиты кузова автомобиля в дороге, конструкцией схемы предусмотрена вторая степень защиты – защитный хвост! А попросту – антистатик в виде металлической цепи или пластины.
Но для эффективной работы нашего хвостика, необходимо закрепить его так, чтобы брызги из-под задних колес не попадали на его поверхность. Да и закрепить его нам придётся не как обычно, есть небольшая хитрость: соединение должно происходить через изоляционный материал. Тут стоит уточнить назначение элементов R1 и C1, их цель – предохранить кузов от накопления статического электричества.
Что касаемо конструкции самого защитного хвоста, самым оптимальным является металлическая цепь, одетая в кожух из тонкостенного резинового шланга, при сборе конструкции следите что бы цепь немного выпирала за пределы изолятора.
Защита автомобиля от коррозии 24 часа в сутки
Специальные протекторные пластины, предусмотренные в данной схеме обеспечат кузову автомобиля 24 часа непрерывной защиты от окислительных процессов железа. Это и есть третий уровень защиты, который работает всегда и везде. Необходимо только закрепить, с помощью клея или саморезов, протекторы в самых уязвимых местах кузова транспортного средства и можно больше не беспокоиться о повреждении коррозией.
Пластины выполняют из нержавеющей стали, она обладает оптимальными физическими и электрохимическими характеристиками.
Как можно увидеть, что схема и реализация ее довольно простая и после сборки нам стоит только ее настроить. Настройка схемы заключается в подборе сопротивлений R1, R2, R3.
Подбираются они следующим образом: замыкаем корпус гаража, защитного хвоста или протектора на кузов автомобиля максимальный ток светодиодов должен находиться в диапазоне 10 mA. То есть когда влажность воздуха низкая, светодиоды не должны светиться, и напротив если влажность воздуха повысилась, то соответствующий (в зависимости от того какая ступень защиты работает) должен загореться соответствующий светодиод.