Серебряный век
В этот день принято никому не верить, но сто лет тому назад именно первого апреля родился автомобиль, положивший начало всемирно уважаемой марке
Предприятие Генри Ройса "Royce Ltd." в Манчестере стремительно набирало обороты. На заре индустриальной революции сотни портов и доков туманного Альбиона жаждали приобрести его передовую по тем временам продукцию - электрические подъемные краны. Поэтому дел у мистера Генри было по горло. Чтобы всюду успеть, он в 1903 году вместо коляски с парой лошадей купил себе входивший в моду автомобиль.
Плохая машина
Слегка подержанная французская "кроха"
Decauville с 10-сильным двухцилиндровым мотором работала, как и было положено самобеглому экипажу - изрядно чадила и тряслась на ходу. Но Ройсу как инженеру это не понравилось. Еще он заметил много огрехов в сборке и отделке машины. А как профессионального электротехника его просто выводила из себя бестолковая система электропитания. Дело дошло до того, что мистер Генри, используя принципиальную схему шасси и внешний облик Decauville, решился собственноручно построить "правильный" автомобиль. Детище его бессонных ночей, выкатившееся из ворот электрозавода "Royce Ltd." на манчестерскую Куки-стрит 1 апреля 1904 года, было сделано совсем по-другому.
Первые "ласточки"
Ройс в буквальном смысле вложил в машину все свое мастерство и душу и для ее постройки использовал только лучшие материалы. Автомобильчик Royce с подвеской на четырех полуэллиптических рессорах получил, как и Decauville, двухцилиндровый 10-сильный мотор объемом около 2 л. Однако впускные клапаны Ройс расположил на двигателе сверху, а выпускные - сбоку: эта схема на долгие годы стала визитной карточкой силовых агрегатов Rolls-Royce. Крутящий момент от мотора на задний ведущий мост передавался посредством конического сцепления и трехступенчатой коробки передач. Ножная тормозная педаль задействовала трансмиссионный тормоз, а "ручник" - барабаны на задних колесах.
Автомобиль обошелся своему создателю всего в 138 фунтов стерлингов, а 15-мильная испытательная поездка на нем из
Манчестера в Кнатсфорд прошла без едином поломки: На этом "крановщик" Генри Ройс мог бы и остановиться, но. будучи талантливым инженером, он начал импровизировать. Построил еще две аналогичных машины и каждую снабдил разными усовершенствованиями. Одну Ройс подарил своему партнеру по бизнесу Эрнесту Клермону. другую - приятелю и директору собственного электрозавода Генри Эдмундсу. Последний и разнес среди британских коллег-инженеров весть о необычайно хороших автомобилях, которые построил Ройс.
Важное знакомство
Сэр Чарльз Стюарт Ролле лично приехал в Манчестер познакомиться с автомобилями Ройса и остался очень доволен их ходовыми характеристиками и качеством исполнения. Потомственный аристократ, инженер-моторист и выпускник Кембриджского университета. Ролле обожал технические новинки начала XX века: летал на аэропланах, участвовал в автогонках и в 1903 году в Дублине даже побил, хотя и неофициально, мировой рекорд скорости на суше, управляя 30-сильным гоночным Mors. Но главное, он был талантливым коммерсантом, успешно торговавшим французскими авто Panhard-Levassor.
Ролле сказал Ройсу. что готов продавать любые изготовленные им автомобили. Но была и более веская причина тому, что сэр Чарльз Ролле так быстро ухватился за удачную новинку: он давно хотел основать автомобильную марку, в название которой непременно вошла бы его фамилия, и мечтал, чтобы она стала не менее знаменитой, чем "Broadwood" (рояли) или "Chubb" (сейфы). Джентльмены ударили по рукам и 23 сентября 1904 года подписали договор.
Новое мышление
С самого начала "Rolls-Royce Ltd." приступила к выпуску сразу четырех моделей, использовавших максимум общих комплектующих. Это было нестандартное для того времени решение, а все потому, что Ролле привел на фирму гениального инженера Клода Гудмена Джонсона. Это был человек необычайно высокой технической культуры, считавший автомобили изящными произведениями инженерного искусства и даже живыми существами, наделенными душой.
Немалую роль в разработке модельного ряда на первом этапе сыграл и Чарльз Ролле. Он настаивал на том, чтобы строить машины с моторами побольше, но Ройс осторожничал. В итоге каждая из четырех моделей получила собственный мотор: с двумя (10 л.с.), тремя (15 л.с.), четырьмя (20 л.с.) и даже шестью цилиндрами (30 л.с.). Шестицилиндровых двигателей в те годы больше никто не делал - изготовить с высокой точностью длинный коленчатый вал не получалось, и только Джонсон мог решиться на [ такой шаг!
Чарльз Ролле оказался прав: вскоре от двух- и трехцилиндровых моделей пришлось отказаться.
Четырехцилиндровая 20-сильная, которую еще называли "Twenty" , стала считаться стандартной, а шестицилиндровая 30- сильная - люксовой.
На ниве спорта
В 1905 году автомобили Rolls-Royce начали принимать участие в автогонках. И если сейчас "гоночный Rolls-Royce" звучит диковато, то в начале века без этого нечего было и думать о продвижении марки. В тот год на гонку Tourist Trophy на острове Мэн фирма выставила два 20-сильных гоночных автомобиля. Сэра Роллса тогда, увы. подвела коробка передач, но его напарник Перси Нортей пришел на финиш вторым. Окрыленный успехом, Ройс подготовил к гонке 1906 года две новых машины. Их прозвали "Light Twenty" , так как они отличались укороченными колесной базой и колеей, просверленной для снижения веса рамой и облегченным кузовом. На одной из этих машин сэр Чарльз Ролле взял первый приз, и это событие определило быстрый коммерческий успех фирмы.
Рождение легенды
А пока инженер Джонсон кропотливо трудился над серийными моделями, отметая всякие новомодные технические "фокусы".
Ведь он хотел разработать идеальную машину - долговечную, работающую бесшумно и плавно, способную стать предметом гордости владельца и доставить моральное удовлетворение конструктору. И к лондонской выставке 1907 года такой автомобиль был готов - Rolls-Royce 40/50 HP с шестицилиндровым мотором. Джонсон придумал посеребрить на выставочном экземпляре ходовую и покрасить кузов серебряной краской, отполировав до зеркального блеска. Ролле и Ройс не думали давать новой модели какое-то имя, но публика, наблюдавшая великолепный автомобиль во время пробных поездок, сама окрестила его: "Ах, идет, как серебряный призрак, Silver Ghost!" По сути она сама подала фирме блестящую идею подчеркнуть исключительность марки аурой таинственности, и уже следующую модель "Rolls-Royce" официально назвали "Phantom" Потом пошли друг за другом "серебряные привидения" , "серебряные тени" и "серебряные облака"... А тот самый Silver Ghost с номером шасси АХ201 фирма сохранила.
- Электрозавод "Royce Ltd." на Куки-стрит в Манчестере, где все и началось...
- Decauville образца 1901 года. Фирма "Rolls-Royce" обязана ему небывалой вспышкой энтузиазма у мистера Генри Ройса...
- Виновник торжества: один из трех автомобилей Royce. 1 апреля этого года ему стукнуло бы 100 лет!
- Rolls-Royce 30 HP, 1905- 1906 годы. Рядная "шестерка" составлена из двух трехцилиндровых блоков, 30 л.с.
- Rolls-Royce 10 HP 1904 года. Мотор двухцилиндровый, мощность - 10 л.с.
- Rolls-Royce 15 HP, 1905 год. Мотор трехцилиндровый, 15 л.с.
- "Light iwenty " на трассе гонки Tourist Trophy на острове Мэн, 1906 год
- Инженер Клод Гудмен. Джонсон знал, как делать лучшие в мире автомобили