Покупая новое средство передвижение, мы не раз слышали от менеджеров автосалонов, что предлагаемый им автомобиль, согласно международным исследованиям, является комфортным и в салоне автомобиля не будут слышны посторонние шумы. Насколько хорошо кузов автомобиля шумоизолированный иногда играет решительную роль при покупке того или иного автомобиля. Но что делать, если вы уже купили себе семейный автомобиль, но при длительных переездах пассажиры чувствуют себе неуютно от шума, проникающего в салон автомобиля? Ответ на этот вопрос достаточно простой - доработать или уложить новую шумоизоляцию.
Откуда берётся шум?
Для того что бы правильно бороться с шумом и не выбрасывать на ветер свои кровные деньги, сперва разберёмся что является источником шума. Сразу поговорим один момент - мы рассматриваем исправный автомобиль, так как бороться с неисправной подвеской с помощью шумоизоляции не совсем правильный способ.
Итак, все по порядку :
1. Шум от покрышек.
При сцеплении протектора покрышки с поверхностью дороги возникает шум. Насколько шумная покрышка зависит от многих факторов: качества дорожного покрытия, состояние и тип протектора шины, состав самой резины (мягкая резина издает меньше шума), наличие или отсутствие шипов.
2. Аэродинамический шум - возникает в результате обтекания кузова встречным или попутным ветром. Чем коэффициент аэродинамического сопротивления ниже и чем меньше установлено на вашем автомобиле дополнительного навесного оборудования в виде кенгурятников или дополнительного багажника на крыше, тем тише будет в салоне вашего автомобиля.
3. Шум от работы двигателя и трансмиссии автомобиля. Наличие трущихся и вращающихся частей в данных узлах транспортного средства способствует возникновению шума. Отсюда напрашивается логический вывод, чем больше таких частей и чем ниже требования к зазорам между трущимися деталями, тем выше уровень шума. Кроме того воспламенение топливовоздушной смеси так же способствует повышению уровня шума от двигателя автомобиля.
4. Шум от выхлопной системы. Результатом воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя является полезная работа передаваемая через систему трансмиссии к колесам автомобиля и продукт сгорания - выхлопные газы. Проходя через систему катализаторов и систему шумопонижения (глушителя) эти газы выбрасываются наружу. Насколько тщательно и скрупулезно проработана выхлопная система зависит и уровень шума.
5. Шум от работы подвески. Природа возникновения данных шумов аналогична шуму, возникающему от работы двигателя, за исключением отсутствия в данном узле вспышки топливной смеси. С каждым годом производители все больше внимания уделяют данному узлу. Улучшая показатели и ездовые характеристики подвески инженеры пытаются повысить не только комфорт, но и безопасность пассажиров и водителя.
6. Шум от дождя и песка или камней вылетающих из-под колёс автомобиля. Падение капли дождя или вылетевшего камушка из-под колёс автомобиля на металлический кузов автомобиля подобно удару по поверхности барабана.
В салоне тишина.
С источниками шума мы разобрались, теперь определимся, что же такое шум и в чем он измеряется?
Уровень шума в салоне автомобиля измеряется в дБ (децибелах). Чем выше значение децибел - тем больше шума и тем менее комфортно чувствует себя человек. К примеру, шум от листвы деревьев соответствует значению в 10 дуб, а шепот человека находится в диапазоне 20-30 дБ. Что касаемо верхней границы, то шум более 160 дуб способен разорвать барабанные перепонки. В отечественном ГОСТе, регламентирующем шумовые показатели в салоне легкового автомобиля обозначена цифра в 78 дБ для автомобилей выпущенных после 91 года. Откровенно скажу, что данная цифра "немного" завышена, фактически 78 децибел - это довольно громкий шум. Для людей страдающих крайностями можем настоятельно рекомендовать не добиваться снижения шума ниже 28-30 дБ, а тем более обесшумливать свой автомобиль до 0 дБ.
При низких уровнях шума человек так же чувствует себя не очень комфортно, не зря существует фраза "гробовая тишина", при которой каждый звук будет действовать на нервы, да и снижение уровня шума в несколько децибел - довольно затратное занятие.
Хочу произвести шумоизоляцию.
Если у вас появилось такое желание, то у вас будет два пути - произвести обесшумку своими руками или отдать свою ласточку на растерзание специалистам. Если вы выбрали первый путь, то вам кроме кругленькой суммы потребуется просторное помещение, ну и конечно знания и много-много свободного времени.
Для любителей "халявы" можем посоветовать не обращаться к гаражным специалистам. В результате вы можете получить салон автомобиля в непристойном виде с множеством "сверчков".
Приведем примерные цены на шумоизоляцию легковых автомобилей в специализированной мастерской:
- шумоизоляция автомобиля эконом-класса обойдётся в 400...600 дол.
- шумоизоляция автомобиля среднего класса от 750 до 1050 дол.
- а вот за бизнес-класс придется выложить от 1000 до 1500 американских долларов.
Если речь заходит о внедорожниках, то стоимость соответственно возрастает. Если у вас имеется соответствующая сумма - смело отправляйтесь на СТО специализирующееся на обесшумливании салонов автомобилей, а если нет или вы любите делать все своими руками - запасаемся терпением и учим матчасть.
Существует три категории шумоизоляционных материалов, которые используются в автомобильной промышленности:
- вибродемпферы. Данные материалы предназначены для утяжеления металла, эти высокотехнологичные материалы способны поглощать вибрацию и преобразовывать ее в тепло. Кроме того в их состав производители включают антикоррозийные добавки, которые позволяют снизить вероятность возникновения коррозии.
- звукоизоляторы (теплоизоляторы). Структура данных материалов представляет собой ячеистую структуру, благодаря которой этот материал имеет отличные теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства.
- противоскрипные материалы. Как следует из названия, цель данных материалов - убрать все скрипы и сверчки из салона автомобиля.
Процесс шумоизоляции для разных марок автомобилей может отличаться, однако существуют общая последовательность работ. Первое что предстоит вам сделать - это подготовить автомобиль к шумоизоляции, точнее сказать салон автомобиля - снимаем все, что только можно: обшивку, обивку, жгуты проводов и электропроводку.
Если вы впервые проводите данную операцию и у вас нет опыта, советуем не касаться потолка, особенно если в крыше вашего автомобиля установлен люк. Из-за отсутствия опыта у вас наврятли получиться собрать назад крышу, без видимых дефектов.
Если при демонтаже вы заметили поврежденную или отслоившуюся заводскую шумоизоляцию - ее тоже необходимо удалить. Затем тщательно осматриваем лакокрасочное покрытие, при обнаружении повреждений или очагов ржавчины - тщательно зачищаем и наносим грунтовку, а потом необходимого цвета краску. И завершает процесс подготовки автомобиля к нанесению шумоизоляции - обезжиривание. Это один из ответственных этапов, если отнестись к нему халатно, то лучшем случае через некоторое время у вас просто отстает шумоизоляция, а в худшем появятся очаги коррозии, вызванные сконденсировавшейся влагой в местах неплотного контакта материала с кузовом автомобиля.
Наряду с качественными материалами на рынке вам будут предлагать более дешевые, но не менее "эффективные" материалы. Первое что вас должно насторожить при общении с продавцом шумоизоляции это то, что настоящий профессионал в шумоизоляции ни когда не предложит вам обклеить весь салон автомобиля только одним материалом.
Каждый материал предназначен только для использования в соответствующей зоне:
- двери автомобиля: именно сквозь дверную скорлупу в салон автомобиля и проникают основные шумы, по непонятным причинам не все производители обрабатывают двери шумопоглащающими материалами.
- колесные арки: существует мнение, что арки не шумят, поэтому для снижения уровня шума в салоне автомобиля вам потребуется материал исключающий передачу вибрации от колесных арок на жёсткий кузов.
- днище автомобиля: непосредственная близость данного участка кузова автомобиля к вращающимся и вибрирующим частям требует использование материалов для высоконагруженных зон.
- потолок автомобиля: является источником шума вызванного осадками и аэродинамического шума. Для эффективной борьбы с данными шумами вам потребуются материалы с высокими звукопоглощающими свойствами.
- капот: особое внимание необходимо обратить на капот дизельного автомобиля. Правильный выбор вибродемпферов поможет избавиться от шумов исходящих от силового агрегата.
- багажник: зачастую этой зоне посвящают мало внимания, и зря. Грамотно нанесенная изоляция вносит свой вклад в общую картину по снижению уровня шума.
При шумоизоляции сперва необходимо нанести вибродемпферы и лишь потом наносятся слои звуко- и противоскрипные материалы. После обработки изоляцией у вас должно остаться не более 15 процентов необработанной металлической поверхности. При проведении работ иногда вам потребуется изготовить шаблон из картона или плотной бумаги и лишь после полной подгонки шаблона приступайте к изготовлению детали из основного материала. При наклеивании тщательно следите, что бы у вас не оставалось воздушных пузырей, используя промышленный фен и в крайних случаях иголку добейтесь идеального прилегания изоляционного материала к металлическому кузову автомобиля.
При отсутствии навыков и опыта вы должны быть морально готовы к тому, что скорее всего у вас не все пойдёт так гладко, вы испортите не одну заготовку по причине неправильной подгонки или неправильного учёта толщины материала, да и времени у вас уйдёт значительно больше чем вы ожидали. Так что подумайте о возможности отдать ваш автомобиль настоящим профессионалам.